Патриарх / 21 ИЮНЯ 2010

21 июня 2010

Движение вперед в шахматах подобно движению

в велосипедных гонках — оно относительно.

Наилучшая скорость та, которая, будучи даже медленной,

тем не менее, выше скорости партнера.

Г. Н.  Вересов


Просматривая партии Д. Бронштейна, я наткнулся на партию сыгранную в 1960 году на турнире в Мар-дель-Плата между Д. Бронштейном и Р.Фишером

Партия начиналась ходами 1.d4 Kf6 2.Kc3 d5 3.Cg5 Сf5 4.e3 e6 5.Cd3 Cd3 6. Фd3c5 и после достаточно упорной борьбы на 46 ходу завершилась ничьей. Расстановка фигур порядок ходов выглядел странно, Рыбка отдавала небольшое преимущество черным. Не зная, кто играет, можно было подумать, что за доской сражаются «крепкие любители», но фамилии в заголовке партии и ничья последостаточно упорной борьбы говорили, что к дебюту надо присмотреться.

После продолжительного штудирования интернета и литературы мною было «установлено»,что данная система носит название Дебют Вересова или Система Вересова имеет индекс D01, однако какого-либо анализа, разработки теории найти не удалось. И лишь с выходом произведения «Дебют ферзевых пешек. Том 1», авторов Карпов А.Е, Калиниченко А. М.  в 2008 г. данный пробел был восполнен. В пятой главе книги дан подробный и качественный анализ Дебюта Вересова, обозначены основные идеи. Очень любопытна оценка данная дебюту: «В чем прелесть системы Вересова? Что делает ее привлекательной не только для шахматных историков, но и для практиков, причем даже гроссмейстерского уровня? Ответ уместится в одном слове — самобытность».

Полученной мноюинформации было достаточно для закрытия темы, но оказалось, что я практически ничего не знаю о самом Г. Н.  Вересове, единственным белорусским шахматисте в чью честь назван дебют.

Энциклопедическая справка как обычно была суха и кратка:

Гавриил Николаевич Вересов (8 июля 1912, Минск — 18 ноября 1979, там же) — советский шахматист, международный мастер (1950).

Приложив немного усилий еще смог найти:

Первый белорусский международный мастер Гавриил Николаевич Вересов до войны входил в число ведущих мастеров СССР. Он трижды участвовал в финалах чемпионатов страны, в его активе были победы над сильнейшими гроссмейстерами П.Кересом, Г.Левенфишем, А.Котовым, В.Рагозиным,Д.Бронштейном. Шестикратный чемпион Белорусии.

Основные спортивные результаты:

Год Турнир Результат Место

1934 Отборочный турнир к 9-му чемпионату СССР (Тбилиси) 6½из 13 6-7

1934/35 9-й чемпионат СССР 9из 19 13 14

1937 Квалификационный матч с В. Пановым 9: 7

1940 12-й чемпионат СССР 10½из 19 7-9

1944 13-й чемпионат СССР 7½из 16 8-10

Международный мастер — шахматное звание, присваемое всемирной шахматной организацией — ФИДЕ. Учреждено в 1950году.

Но постепенно информация накапливалась и передо мной вырисовывалась незаурядная личность, большой мастер и основатель белоруской школы шахмат — международный мастер Гавриил Николаевич Вересов.

До войны Гавриил Николаевич был сильнейшим шахматистом Белоруссии, но не гнушался вести кружок в Минском Дворце пионеров. Среди многочисленных его учеников был и Юлий Ботвинник, двоюродный брат Михаила Моисеевича Ботвинника, который в 1946 г. стал первым послевоенным чемпионом Львова.

Следы ещео дного ученика Г. Н.  Вересова — Светлова Владимира Ивановича мною были обнаружены в его авторских документальных рассказах. Описывая свое пребывание в воркутинских лагерях, В. И.  Светлов описывает случай, как местный врач Карл Карлович, называвший себя учеником Пауля Кереса, предложил заключенным сыграть в блиц в шахматы из трех партий. В случае победы заключенного хотя бы в одной из трех партий ему предоставлялось 5 дней лечения на стационаре, в противном случае ждало телесное наказание. Далее В. И. Светлов пишет «Я в детстве занимался во Дворце пионеров у известного белорусского мастера Гаврилы Николаевича Вересова и подавал неплохие надежды. Но не был уверен, что смогу обыграть «любителя шахмат». И все же подошел к столу и несмело произнес, что желаю сыграть в шахматы».

Первую партиюон проиграл, но затем во второй смог отыграться и заслужил 5 суток отдыха, которые благородно отдал больному другу. (Школа Вересова).

В 1941 году, с самого начала войны, Вересов Г. Н.  пошел на фронт добровольцем, хотя и мог воспользоваться отсрочкой. Информация о военном периоде жизни очень отрывочна. Известно лишь, что он был активным участником военных действий, награжден боевыми наградами.


(Фотография сделана на Калининском фронте в 1942 году, вблизи города Холм Новгородской области. Вересова (слева) с наградой поздравляет командир.)

После войны Г. Н.  Вересов продолжает активно развивать шахматы. Шахматную атмосферу в послевоенной Белоруссии создавали переселившиеся в 50-е годы при непосредственном участии Г. Н.  Вересова в Минск И.Болеславский, А.Сокольский,А.Суэтин, Б.Гольденов. Они участвовали в чемпионатах СССР, писали книги, вели шахматные рубрики в газетах.

Известный мастер и тренер А. П. Сокольский вспоминает: «Вообще-то у белорусов команда была помощнее Украины! В начале 50-х они переживали шахматный бум благодаря «старому партизану» Гавриилу Вересову». К сожалению, сегодня мы не можем повторить эти слова.

Гавриил Николаевич имел звание международный мастер. Это звание является промежуточным между мастером ФИДЕ и гроссмейстером. Средний рейтинг Эло международных мастеров колеблется от 2400 до 2500. Звание международного мастера, которое он носил, имеет мало общего с ныне существующим. Ещё в 60-70-е годы международных мастеров можно было перечислить поименно — каждый из них был шахматистом с большой буквы: автором дебюта или дебютного варианта, книг и статей, составителем этюдов, журналистом. Стиль этих маэстро был индивидуален. К этой элите принадлежал и Г. Н.  Вересов. Свое звание он получил в числе первых в 1950 году вместе с такими известными шахматистами как В. Алаторцев, C. Глигорич, Г. Гроб, Ф. Дуз-Хотимирский, Ф.Зита, X. Ионер, И. Кан, А. Константинопольский, Г. Лисицын, В. Макогонов, Л.Пахман, Г. Пильник, В. Пирц, К. К.  Рихтер, B. Симагин, М. Тайманов, A. Толуш,В. Унцикер, B. Чеховер, Г. Штольц, Ф. Экстрём, М. Юдович, Д. А.  Яновский. Всего 93 человека.

Безусловно, Г. Н. Вересов был человеком неординарным. Кандидат исторических наук, он в послевоенные годы занимал многие государственные и общественные посты. Активно участвовал в общественной жизни республики и в 1952-58 гг., был председателем Белорусского общества культурных связей с заграницей. В 60-70-х Гавриил Николаевич преподавал иностранные языки в Минском педагогическом институте.

Но шахматы были его подлинной страстью. В чемпионатах СССР 1940 и 1944 годов Вересов занимал места в первой половине таблицы. Был бессменным членом команды Белоруссии в командных чемпионатах СССР и на Спартакиадах народов СССР, участником международных матчей с командами ГДР, Польши и Венгрии.

Игра Г. Н.  Вересова поражала глубокими замыслами, скрупулезными анализами, фундаментальными разработками. В этом можно убедиться на примере партии, которую И. Болеславский привёл в своей лекции на тренерском семинаре в Минске в декабре 1969 года. Мне удалось найти комментарий к партии самого Г. Н.  Вересова.

В.УЛЬМАН — Г.ВЕРЕСОВ

Берлин 1965

Ферзевый гамбит D56

Готовясь к матчу Белоруссия — ГДР, я, естественно, с особым пристрастием присматривался к партиям Ульмана. В одной из излюбленных им систем мне удалось обнаружить существенные изъяны. Оставалось ждать и надеяться на благосклонность жребия. Мне нужен был черный цвет. Так и случилось. Можно было не сомневаться, что желанная позиция возникнет в нашей партии. Порукой этому были постоянство гроссмейстера, внешняя логичность разработанной им системы и удачные результаты ее применения.

И вот жребий брошен.

1. d4 Kf6 2. c4 e6 3. Kf3 d5 4. Kc3 Ce7 5. Cg5 0-06. Лс1 h6 7. Ch4 b6 8. cd K:d5 9. K:d5ed 10. C:e7 Ф: е7 11. g3.

Вот он — патент Ульмана. Его партнеры обычно отвечали 11…Се6 и получали неудобную позицию. 11…Ле8 12. Сg2 Ca6. И это не ново. Ответный ход моим соперником был сделан мгновенно. 13. Ке5. Кажется, что черные несут наказание за свой "экспромт". Но в формальную логику позиции вторгается комбинация, управляемая законами иной, диалектической логики. 13…Kd7! 14. Л: с7 Лас8.

Идейный и психологически неожиданный ответ. Теперь моему партнеру стало ясно, что последние ходы черных отнюдь не возникшее за доской легкомысленное решение.

После длительного раздумья Ульман отказался от принятия жертвы. Его анализ (как, впрочем, и мой до партии) был сильно упрощен и, как выяснилось позже, не вполне точен.

Ульман ограничился таким основным вариантом: 15. Л:d7 Фb4 16. Kpf1Ф:d4 17. Кd3 С:d3 18.ed Ф:d3 19. Ф:d3 Лс1, матуя. Но 17…С:d3 опровергается контратакой 18. С:d5.

Вернемся к позиции после 17. Кd3.

Правильным продолжением, которое, кстати, требовало далекого расчета, было 17…Л: е2! 18. Кр: е2 (18. Ф: е2 Лс1 19.К: с1 Фd1х) 18…Ле8 19. Крf1 Ф:d3!! (лишь к ничьей ведет 19…С:d3 20. Kpg1 Ле221. Фf1, причем ничья обеими сторонами достигается единственным путем — повторением ходов: 21…Ле5 22. Фd1 Ле2. Плохо 22. С:d5 C:f1 23. C:f7 Kpf8 24. Л:d4Ch3 25. Лd1 Kp:f7, и,несмотря на материальный перевес, позиция белых проиграна) 20. Ф:d3 C:d3 21.Крg1 Ле1 22. Сf1 C:f1 23. Лd8Kph7 24. h4 Cd3 25. Kph2 Ле2 26. Лd1 (26. Л:d5 Л:f2 27. Kpg1 Лf1 28. Kpg2Л:h1) 26…Ce4 27. Kpg1Л:b2. Комбинация заканчивается эндшпилем с хорошими шансами у черных на победу.

15.Л: с8 Л: с8 16. 0-0. 16. Сh3 ставило перед черными серьезные проблемы и приводило к фантастически интересным ситуациям. На это мною был заготовлентакой вариант: 16…Фb4 17. Kpf1K:e5 18. C:c8 C:c8 19. de Ch3 20. Kpg1 Фе4 21. f3 Фе3х.

Позднее, при домашнем анализе, я обнаружил промежуточный ход 18. а3, срывающий этот замысел. Неудача привела к интересной находке.

На 16. Ch3 оказалось возможным 16…К: е5 17. С: с8 Кf3 18. Kpf1 C:c8 19.еf Сh3 20. Kpg1 Фb4 21. b3 Фс3.

Волшебство! У белых серьезный материальный перевес, но ферзь, ладья и король не имеют ни одного хода. Попытки высвободить короля путем f3-f4 и f2-f3 ведут к мату. После того, как иссякнут пешечные ходы, белым придется сдаться. Редкая позиция цугцванга!

16…К: е517. de Ф: е5 18. Ле1 d4 19. Фd2 Ле8 20. f4.

Нарастающий нажим черных требует новых уступок. Грозило d4-d3. Казалось бы, разменяв ферзей — 20…Фе3 21.Фе3de, черные вторгаются затем в "обжорный" ряд и легко выигрывают. Но опять вмешивается тактика — 22.Сс6, и на 22…Лd8 — 23. b4. Если же 22…Лс8,то 23. Са4 Лd8 24. Лd1.

20…Фc5 21. b4 Фd6 22. Cf3 Cc4 23. a3 b5 24. Лd1 Лd8 25. Kpg2 a5. В предвидении эндшпиля фиксируя пешку а3.

26. Фb2 a4 27. Лd2 g5 28. fg hg 29. Фс2 Фе5 30. Фе4 Ф: е4 31.С: е4 Крg7 32. e3.

Просмотр, ничего не меняющий. Только "милой легкостью" суждений можно объяснить вывод некоторых комментаторов, будто бы 32. g4 давало ничью. В этом случае после 32…Крf6 33. Kpg3 Kpe5 белый слон должен покинуть одну из диагоналей. Например, 34. Сf5 Ле8, и черные вторгаются на поле е3. Или 34. Сf3 d3,вторгаясь на поле с3.

32…Ле8.Ульман не заметил, что на 33. Л:d4 решает 33…Л: е4 34. Л: е4 Сd5 35. Крf3 f5.

33.Kpf3 de 34. Лd1 e2 35. Ле1 Крf6 36. Cc6 Ле637. Сd7 Лd6 38. Cg4 Лd3 39. Kpe4 Л: а3 40. С: е2 С: е2 41. Л: е2 Лb3. Белые сдались.

Интересная партия и удивительный комментарий, показывающий свой, Вересовский взгляд на игру.

По рассмотренной партии, безусловно, можно оценить шахматный талант Гавриила Николаевича, но более полную оценку можно сделать, только окунувшись в мысли мастера. Его взгляды на развитие и подготовку шахматиста актуальны и сегодня. Наиболее интересные мысли, идеи я попытался объединить в одно целое. Получившаяся лекция полагаю, будет интересна многим любителям шахмат.

По материалам Г. Н.  Вересова

«Закономерностей человеческого сознания — консерватизмом мысли. Именно здесь, в этой сфере находятся и сокровенные тайны, и разгадки проблем сознания, творческого процесса, воспитания. Людей, неподвластных силе инерции, рутины, догматизма, нет. Эти свойства заложены в природе человека, его сознании. И это не так уж худо, как может показаться. Положительная сторона подобного явления — обеспечение устойчивости системы, как сказали бы механики, преемственности в движении вперед, последовательности развития.

Все дело в мере. Преодолеть догматизм знания, власть стандартов мы сможем, лишь отчетливо сознавая опасность привычки, шаблона, сознательно воспитывая чувство нового, нацеливаясь на критическое исследование и поиски.

Знания можно приобретать по-разному. Можно за счет памяти, не включая активной критической мысли. Тогда нас знания порабощают, и хотя тоже приносят прибыль (худо ли, хорошо ли помогают в решении частных задач), но творчески нас убивают, делают бесплодными. Сильная память, как говорят, дар божий, но дар и опасный, если вровень с ним не стоит творческая сила. Тогда память убивает в человеке индивидуальность, растворяет личность в потоке чужих истин. Идеалом гармоничного человека не может быть эрудит типа ходячей энциклопедии или запоминающего устройства электронной машины.

Утверждают, что человеческая память очень быстро стареет и с годами ослабевает. Доказывается это материалами специальных исследований. Память, конечно, имеет свои возрастные принципиальные особенности, но характер выводов ученых и категоричность этих выводов вызывают известные сомнения. Тесты, используемые при исследованиях, способны определять не силу памяти вообще, а лишь остроту автоматической памяти. В автоматизме памяти дети действительно превосходят взрослых, иначе и быть не может. Но в этих исследованиях недооценивается, пожалуй, возрастное изменение форм памяти. На смену низшей форме памяти, памяти автоматической, приходят более высокие и зрелые формы — память логическая, абстрактная, способная воспринимать явления логическими узлами, в связях и закономерностях. Дело педагогов и воспитателей — осторожно и умело, не торопясь, но и в меру поспешая, направлять развитие памяти от низших форм — к высшим, к все более тесному органическому ее сотрудничеству, слиянию с мыслью.

Стремление к новому — примета молодости. Стремление к освоению достижений культуры, к знаниям характерно для молодежи. Именно одаренные представители молодежи (я имею в виду молодежь вузовского возраста) благодаря силе страсти, одержимости и большей раскованности от власти стандартов, благодаря меньшей фетишизации достигают творческих побед. И все-таки воспитателям опасно самообольщаться. Педагогам средней и высшей школ, шахматным тренерам, работающим с молодежью, хорошо известно, сколь широко распространены в массе учащейся молодежи догматизм, начетничество, фетишизация знаний, почерпнутых из учебника.

Для доказательства приведу пример из своего опыта. Мне посчастливилось в дни молодости встретиться с Эм. Ласкером и участвовать в совместном анализе. Как помню, рассматривалось одно из типичных положений ферзевого начала, где черным удается разменять своего коня на слона, расположенного на поле еЗ, после чего у белых образуется пешечная группа — d4, e4, еЗ. Мне тогда был известен вывод теории: «размен выгоден черным», и поэтому меня крайне удивила ласкеровская оценка «неясно, проблемно». В моем сознании даже мелькнула неуважительная мысль о Ласкере: «Неужели он не знает выводов теории?». Лишь позднее, когда я стал более взрослым, до меня дошло, что в ту давнюю пору встретились, с одной стороны, юный идолопоклонник печатного слова, принимающий каждое слово теории как истину в последней инстанции, и с другой стороны, — зрелый мыслитель.

Есть еще немало педагогов, воспитателей, в том числе и шахматных тренеров, которые создают культ факта, культ отдельной мелкой детали, не связывая их диалектикой мысли. Такой «метод» воспитывает, закрепляетдогматический подход, ослабляет творческое начало. Он недостаточен в воспитании юных начинающих шахматистов, но особенно ущербен в подготовке шахматистов высокой  квалификации.

Творческая потребность присуща почти каждому человеку, но при стихийном или неправильном формировании личности она ослабевает, гаснет, и даже перерождается в свою противоположность, короче говоря, творческое отношение к жизни — есть продукт воспитания. Тем выше ответственность воспитателя, педагога.

Я уделил такое внимание проблеме соотношения творчества и шаблона, их единству и их противоречию, так как от решения этой проблемы прямо зависит потенциал общества. Я считаю, что каждый педагог, воспитатель, тренер должен постичь не только технику, но и философию своего предмета, законы человеческого сознания, иначе его работа превращается в ремесло.

Есть два главных показателя, определяющих как индивидуальность и масштаб человека вообще, так и шахматиста в частности. Это уровень его достижений и характер, природа его ошибок.

Соревнования разного класса отличаются и уровнем идей и характером ошибок. У шахматистов невысокого класса ошибки лежат на поверхности, проблемы, которые они ставят, просты, обнаружение ошибок имеет не более чем педагогическое значение. Раскрытие ошибок шахматистов экстра класса подымает шахматную культуру на новый, более высокий уровень.

Быть может, будет создана наука о природе ошибок вообще — важная отрасль человековедения. И тогда шахматы, конечно, станут опытным полем, полигоном для испытаний научных гипотез об истоках, природе ошибок, их общих ииндивидуальных закономерностей. Эта наука должна быть насквозь диалектичной.Она не будет предавать ошибки только анафеме, но воздаст и причитающуюся им хвалу. Ведь ошибки бывают разные. В борьбе они нередко более верное средство к победе, чем праведные, но плоские, анемичные истины. Встречаются сильные и даже выдающиеся шахматисты, чье творчество в самой своей основе ложно, и тем не менее…

Когда-то говорили: «Все врут календари». Бент Ларсен не без известных оснований выносит такой же приговор длинным вариантам. Это высказывание звучит особенно выразительно в устах большого мастера и любителя конкретно-счетной работы. С позиций шахматиста-практика ларсеновский скептицизм вполне понятен. И все же я рискну вступить в область длинных вариантов, правда с опасностью подтвердить обоснованность ларсеновской иронии. Рискну, ибо шахматной теории, если она стремится стать наукой, не обойтись без конкретных, доказанных истин.

Работа аналитика сродни промыслу золотоискателя, отсеивающего горы руды в поисках крупиц золота. Он не сеятель, а если так сказать, отсеиватель. Его мышление чем-то сродни творчеству скульптора, о котором Роден сказал: «Я беру глыбу и отсекаю все лишнее». Классный шахматист, особенно современный, почти всегда профессионал или полупрофессионал. Он отсеивает с легкой душой: «Это опасно, это неясно, это сомнительно». Не столь важно, что, может быть, как раз в отсеянной породе осталась золотинка истины. Для практического успеха может быть достаточной и полуправда

Я рискнул бы сформулировать некоторые закономерности равных или почти равных сложных позиций.

I.Ртутная неустойчивость состояния равенства. Оценка резко и чутко реагирует накаждый ход, колеблясь в сфере от ± к — +. В таких позициях каждый ход значим. Неустойчивость придает позиции особую, чаще скрытую остроту. Здесь нельзя уступать ни пяди земли, ни капли инициативы. Сдача позиций поражению подобна и, во всяком случае, ведет или к потере перевеса, или к уравнению, или, наконец, отступлению. Требуется методическое, неуклонное продвижение вперед, пусть даже медленное, с каждым ходом хотя бы на шажок. Тактика лавирования, которая в подобных ситуациях часто применяется, это чисто практический метод решения проблем, оправдываемый сложностью шахмат. Он ставит задачи выжидания ошибок. Шахматист, ведущий борьбув позициях с таким перевесом, должен быть во всеоружии всех форм борьбы, от медленного, методического наращивания преимущества до взрывного, ставящего все на карту удара или контрудара.

II. Всякое преимущество в таких позициях, если оно реально, имеет тенденцию к нарастанию, подобно снежному кому. Правда, игра требует сверхточности.

III. Единственность оптимальных решений — характерная особенность почти равных позиций. Мне даже представляется, что это одна изсамых универсальных закономерностей шахмат. В анализе я постоянно убеждаюсь, как систематически проявляет себя эта закономерность. А в позициях, находящихся рядышком с границей, отделяющей ничью от поражения, мы встречаемся, как правило, с единственностью решения.»

Подготовил Гринчук Григорий